Чему учат в школе
Слова М. Пляцковского
Музыка В. Шаинского
Чему учат в школе ноты
Чему учат в школе — текст песни
Слушаем песню Учат в школе:
Песня «Чему учат в школе» — история создания
В Москве еще держалась плюсовая температура, а на станции Лена, куда мы прибыли в составе творческой бригады агитпоезда «Комсомольская правда», уже была настоящая зима. Станция Лена — это западный участок Байкало-Амурской магистрали. До нее и до Братска не так-то просто добраться!
— Надо выступать в одной из местных школ,- объяснил нам утром в штабе руководитель агитпоезда Владимир Сладкевич. — Кстати, уже и автобус за вами приехал. Вот знакомьтесь: завуч школы…
Через полчаса мы были на месте. И завуч извиняющимся тоном сообщила:
— Только вы, пожалуйста, не смущайтесь, что зрителей много будет. К нам ведь из других школ ребятишки тоже набились. Сами понимаете, интересно им увидеть тех, чьи песни поют.
В зале и вправду яблоку упасть негде. Кто сидит, кто стоит, кто прямо на сцену взобрался, поближе к пианино. И когда мы вместе с ребятами спели некоторые песни, знакомые по передачам популярной «Радионяни», дошла очередь и до других песен. Как-то сама собой у нас возникла своеобразная музыкальная игра. Стоило мне, например, начать: «Не дразните собак…», как ребята тут же продолжали: «…не гоняйте кошек!», после слов «Дважды два — четыре…» немедленно откликался хор ребячьих голосов: «Это всем известно в целом мире!»
Наступил черед песни «Чему учат в школе». И вдруг среди звучащих голосов я уловил ритмичные мягкие удары по оконному стеклу. И тут только я увидел за окном ребятишек, не поместившихся в школьном зале, ребятишек, прилепившихся носами к стёклам, подпрыгивающих и приплясывающих на морозе, громко распевающих слова песни, долетевшие к нам через открытую форточку: «Учат в школе, учат в школе, учат в школе!»
Это было удивительно. Вот при каких обстоятельствах довелось мне встретиться со своей песней! А тему этой песни мне подсказал соседний мальчишка несколько лет тому назад, когда мы с ним находились между небом и землей, а точнее, в лифте. Мальчишка бы совсем маленький и готовился пойти в первый класс.
— Ты молодец! — сказал я ему. — Будешь учиться в школе.
— А чему учат в школе? — спросил он меня.
— Читать!
— А еще?
— Писать!
— А еще?
— Считать!
— А еще ? А еще ? А еще?..
Вот настырный мальчишка попался! Он готов был повторять свой вопрос бесконечно. На мое счастье, лифт опустился — и двери распахнулись. Тут мальчишка выбежал первым и забыл про меня и про свои вопросы. Он забыл, а я нет. И может быть, именно ему, любопытному мальчишке, я обязан тем, что вот теперь на далекой сибирской станции Лена местные школьники пели песенку, которую мы с композитором Владимиром Яковлевичем Шаинским сочинили для сказки скандинавского писателя Э. Топелиуса «Дважды два — четыре».
В этой сказке мальчик Калле помогает белке и зайцу поровну разделить яблоки. Зверюшки этого сделать сами не могли, потому что не учились в школе, а он, герой сказки, учился и умел считать. По сюжету сказки белка и заяц незаметно прячутся под парту Калле, чтобы узнать, чему учат в школе. Они этого не знали, так же как и мой любопытный сосед, засыпавший меня вопросами в лифте. Вот и пришлось мне объяснить это всем троим сразу — в песенке!
Михаил Пляцковский